Яйца Фаберже

Среди церковных праздников Пасха в России всегда почиталась особо, и обычай делать пасхальные подарки был широко распространён. В качестве подарков часто использовались затейливо расписанные яйца, сделанные из различных материалов: дерева, фарфора, папье-маше, поделочных камней.

Фантазия К. Фаберже нашла здесь достойное применение. Особенно изобретателен он был при выполнении заказов дпредставителей правящей династии. По-видимому, первый такой подарок был сделан по заказу императора Александра III в 1885 году. Он так понравился, что в дальнейшем К.Фаберже ежегодно изготавливал оригинальные пасхальные сюрьпризы для дарения русским императрицам.

Пасхальные яйца, выполнялись в фирмой Фаберже, император Александр III обычно дарил жене Марии Федоровне, а затем его сын император Николай II - своей жене Александре Федоровне и матери Марии Федоровне.

Иметь изящные драгоценные вещицы для украшения каминов и столов хотели и другие состоятельные заказчики Петербурга и Москвы. кнопки для звонков, печати, коробочки, даже миниатюрные рамочки стали выполняться в форме пасхальных яиц и раскупались в огромном количестве.


1 Пасхальное яйцо с моделью крейсера "Память Азова". Петербург, 1891. Мастер М.Перхин.

Самым ранним является яйцо 1891 года. Оно выполнено из гладко отполированного темно-зеленного с красными вкраплениями гелиотропа с накладными золотыми завитками, усыпанными брилиантами.

У яйца есть сюрьприз. Оно открывается, и выдвигается нежно-голубая аквамариновая пластинка, имитирующая воду, с миниатюрным золотым короблём - точно воспроизведеной моделью крейсера "Память Азова".

2 Пасхальное яйцо-часы изготовлено Перхиным в 1899 году. Тулово вазы с букетом лилий покрыто прозрачной эмалью по гильошированному (резервному)фону.Оно разделено по вертикали на двенадцать долей накладными бриллиантами лилиями. На одной закреплена миниатюрная бриллиантовая стрелка.Горизонтальная белая эмалевая полоса с двенадцатью брилиантовыми цифрами вращается, а неподвижная стрелка указывает на время. Нежные лилии вырезаны из оникса, каждый пестик сделан из трёх бриллиантов, а тычинки и стебельки - из разноцветного золота. Ваза покоится на золотом пьедестале, в центре которого алмазами выложена дата изготовления часов. Часовые механизмы для изделий фирмы Фаберже, как правило, выполняли знаменитые мастера Павел Буре и Генри Мозер. 2
Пасхальное яйцо-часы.
Петербург, 1899.
Мастер М.Перхин.

3 Серебрянное пасхальное яйцо, посвященное строительству транссибирской магистрали. На тулове яйца выгравирована карта России с обозначением строившегося пути и надписью:"Великий Сибирский железный путь к 1900 году".

Верхняя и нижние части яйца покрыты зелёной прозрачной эмалью и декорированы орнаментом из цветной эмали в сканом золоченом обрамлении.В яйцо вкладывается миниатюрная модель первого сибирского поезда: платиновый паровоз с рубиновым фонарём и пять золотых вагонов с хрустальными окнами. На вагонах надписи:"Прямое сибирское сообщение", "Для дам", "Для курящих","Для некурящих",последний вагон - церковь. Механизм поезда заводился золотым ключом.

3
Пасхальное яйцо c моделью сибирского поезда.
Петербург. 1900 г.
Мастер М.Перхин.

4 Пасхальное яйцо " Клевер". Петербург, 1902. Мастер М.Перхин.

В 1902 году в мастерской М.Перхина было создано ажурное яйцо из листьев клевера. Часть листьев заполнена прозрачной зеленой эмалью, а другая сплошь покрыта мелкими брилиантами. Между листьями причудливо вьется алая рубиновая лента. Подставкой для яйца служит легкое золотое плетение из стеблей и листьев клевера.

Прозрачная эмаль, которой декорировано ажурное яйцо, смотрится на просвет как витраж. Такая техника применялась в конце 19 в. для украшения золотых и серебряных изделий только очень опытными ювелирами, имевшими большой навык в выполнении столь тонкой работы.

5 Пасхальное яйцо " Московский Кремль". Петербург, 1904-1906.

В память о посещении в 1904 году императорской семьёй торжественных пасхальных праздников в древней столице создаётся музыкальная шкатулка - модель архитектурного комплекса Московского Кремля. В центре композиции расположено увенчанное золотым куполом яйцо, тулово которого покрыто белой опаловой эмалью. Его оформление навеяо архитектурными формами Успенского собора.

На тулове яйца - оконца, в которых хорошо просматривается живописный интерьер собора. Подставка в виде стилизованных кремлёвских стен и башен выполнена из красного, под кирпич, серебра и золота.

6 Изящными гирляндии из золота с бриллиантами инкрустирована поверхность нефритого яйца с клеймом Г.Вигстрема. Оно украшено пятью великолепными детскими портретными миниатюрами на кости. С оборотной стороны каждая миниатюра помечена датами рождения и монограммами детей АлександраII. Под крупными треугольными брилиантами, размещенными сверху и внизу, виднымонограмма императрицы Александры Федоровны и год изготовления - 1908. Внутрь яйца вкладывается удивительно тонко выполненная модель Александровского дворца в Царском Селе. Богатая гамма цветного золота хорошо передаёт характер паркового ландшафта перед дворцом. 6

Пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца. Петербург, 1908.Мастер Г.Вигстрем

7 Пасхальное яйцо с моделью яхты "Штандарт". Петербург, 1909.Мастер Г.Вигстрем

В 1909 году Вигстрем изготовил золотую модель яхты "Штандарт". Модель вкладывается в хрустальное яйцо, лежащее на хвостах дельфинов, сделанных из ляпис-лазури. На золотой овальной рамке укреплены два геральдических орла из лазурита с подвешенными большими жемчужинами каплевидной формы.Фигурное основание из горного хрусталя украшено разноцветной эмалью и усыпано бриллиантами.

7 7

Ссылка перехода в верхнюю часть документа.

На титульную страницу

Hosted by uCoz