Во второй половине XIX - начале ХХ века производство золотых и серебряных изделий в России сосредоточили в своих руках крупные московские и петербургские ювелирные фирмы. они постепено завоевывали русский рынок, вытесняя продукцию иностранных мастеров.
Ведущую роль в русском и европейском ювелирном искусстве этого периода играла фирма Фаберже. В 1842 году в центре петербурга, на Большой Морской улице, малоизвестный ювелир Густав Фаберже открыл небольшой магазин изделий из золота и бриллиантов. При Фаберже эмигрировали в Россию из Франции и жили с 1800 года в её прибалтийской провинции - Ливонии. переехав в Петербург, Густав Фаберже сначала обучился золотому делу у ювелира А.В.Кейбеля, выполнявшего заказы русского двора. Успехи молодого ювелира позволили ему уже к 27 годам основать своё дело. Его старший сын Петер Карл (1846 - 1920), известный в Россиии как Карл Густавович Фаберже, получил прекраснейшее образование. он учился в одном из лучших учебных заведений Петербурга - гимназии св. Анны, а затем в торговой школе Дрездена. После окончания Карл совершенствовал своё мастерство у ювелиров Франкфурта-на-Майне, Флоренции, Лондона и Парижа. Сокровища Дрездена, флорентийские мозаики, изысканные изделия французских мастеров оказали большое влияние на формирование его художественного вкуса. В 1870 году Карл Фаберже вернулся в Петербург и стал во главе фирмы. Дела шли успешно: Карла Фаберже ценили при дворе. Он реставрировал произведения, хранившиеся в Императорском Эрмитаже и ювелирные изделия из коллекции Галереи драгоценностей в Зимнем дворце. Работы фирмы Фаберже 70-80-х годов XIX века, выполненные в неоклассическом стиле, отличались и от модных в предшествующие годы драгоценностей,усыпанных крупными камнями и бриллиантами, и от изделий известных русских фирм П. Сазикова, П. Овчинникова, И. Хлебникова и братьев Грачевых, часто подражавших ярким эмалям кремлевских мастеров XVII столетия. Фаберже учитывал изменения в моде: большим спросом у российской знати стали пользоваться элегантные, тонко исполненные, рассчитанные на близкое рассматривание вещи. усыпанных крупными камнями и бриллиантами, и от изделий известных русских фирм П. Сазикова, П. Овчинникова, И. Хлебникова и братьев Грачевых, часто подражавших ярким эмалям кремлевских мастеров XVII столетия. Фаберже учитывал изменения в моде: большим спросом у российской знати стали пользоваться элегантные, тонко исполненные, рассчитанные на близкое рассматривание вещи. На Всероссийской выставке 1882 года в Москве Фаберже представил копии античных украшений, найденных в городе Керчи, которые привлекли всеобщее внимание и получили золотую медаль. Второй золотой медали они были удостоены в 1885 году на Нюрнбергской выставке. Это был первый международный успех К. Фаберже. В том же году ему было пожаловано звание придворного ювелира русского императорского двора, а в 1897 году - придворного ювелира Швеции и Норвегии. С конца XIX века наряду с ювелирными украшениями фирма начала выпускать и оригинальные пасхальные яйца с сюрпризами. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже эти работы демонстрировались вместе с миниатюрными копиями государственных регалий и получили единодушное признание. Карл Фаберже был награжден орденом Почетного легиона - высшей наградой Франции. Имя золотых дел мастера из России стало известно и уважаемо во всем мире. В 1904 году К. Фаберже совершил путешествие на Дальний Восток по приглашению короля Сиама, для которого фирма изготовила много вещей культового и светского назначения. Они до сих пор хранятся в коллекции королевской семьи. Фаберже стали называть северным Челлини (по имени великого итальянского мастера эпохи Возрождения). Фирма Фаберже была одним из крупных предприятий, оснащенных совершенной для того времени техникой. Она имела филиалы в Москве (с 1887 года), Одессе (с 1900 года), Лондоне (с 1903 года), Киеве (с 1905 года). К. Фаберже сам нанимал в филиалы мастеров, назначал управляющих, и, как правило, на всех изделиях филиалов ставилось только клеймо его фирмы. К началу XX столетия в мастерских Фаберже работало уже около 500 специалистов, среди которых были и иностранцы. Так, Михаил Перхин работал вместе с финном Генриком Вигстремом, акварелист Сергей Соломко - с англичанином Горацием Валлисом. Главным конструктором фирмы был швейцарец Франц Бирбаум, а главным эмальером - Александр Петров. В фирме работали четверо сыновей Карла Фаберже, а также его младший брат Агафон - прекрасный рисовальщик и ювелир. |
Пепельница. Москва. 1908-1916 |
С переездом основного отделения фирмы в просторное четырехэтажное здание всех мастеров и готовивших для них эскизы художников объединили под одной крышей. Исключение было сделано для ювелирных мастерских Ю. Раппопорта и С. Вякевы. Появлению каждого нового произведения предшествовала кропотливая работа большого коллектива. Детально обсуждались все вопросы, связанные с созданием художественного образа и его техническим воплощением.
Фирма изготовляла предметы различного назначения: серебряные и золотые столовые сервизы, канделябры, подсвечники, письменные приборы. Их отличало разнообразие используемого материала, удачное сочетание металла и камня: малахита с бронзой, лазурита с золотом, орлеца (родонита) с серебром. Очень популярна была серебряная скульптура, а также табакерки, ароматические коробочки, пудреницы, колокольчики, бинокли, лорнеты, оправы для вееров, записные книжки, ювелирные украшения. |
Брошь "Ландыш" Москва. 1887-1897. |
К. Фаберже не оставлял без внимания технические новшества, вошедшие в быт высших кругов общества в конце XIX столетия, например, фотографию и электричество. Фирма выпускала множество изящно оформленных драгоценных рамок для фотографий и настольных электрических звонков для вызова прислуги. Богатый ассортимент разнообразных изделий, представленый в торговом зале фирмы привлекал многочисленных посетителей.
К.Фаберже регулярно публиковал иллюстрированные прейскуранты, содержавшие наряду с рисунками информацию об условиях продажи. Эти прейскуранты были особо интересны для жителей провинции, лишенных возможности регулярно посещать магазины фирмы. Изделия фирмы пользовались особым спросом у членов царской семьи и придворной аристократии (например, князей Юсуповых), гвардейских офицеров, крупной финансовой и торговой буржуазии. |
Деятельность фирмы Фаберже, как, впрочем, и других ювелирных фабрик и фирм, с началом первой мировой войны сильно изменилась. Многим мастерам пришлось покинуть производство, так как они были призваны в действующую армию. Так, в одесском отделении осталось лишь три специалиста. Лондонское отделение прекратило роботу и было закрыто. Московская фабрика была преобразована в механический завод, выпускавший военную продукцию. В 1914 году часть мастеров фирмы вынуждена была заняться производством огнестрельного оружия и перевязочноых материалов.
Экономика военного времени ограничивала использование драгоценных материалов. Даже пасхальный императорский подарок 1916 года - стальное яйцо было выполнено с минимальным использованием золота и без драгоценных камней. Отдавая дань военному времени, мастера делали из пушечной бронзы пепельницы, портсигары и другие небольшие предметы. Чаще всего их украшали изображени ем русского герба и надписью «Война 1914». Именно так оформлены медная чар¬ка и нефритовый стакан из собрания Оружейной палаты, относящиеся к этому времени. После Октябрьской революции 1917 года для управления делами фирмы был образован «Комитет служащих кооператива К. Фаберже», но он просуществовал менее года. В 1918 году Карл Фаберже с семьей покинул Россию и поселился в Швейцарии, где глава прославленной фирмы умер в 1920 году. В 1929 году сын перевез прах знаменитого ювелира в Канны. Изделия фирмы Фаберже стали значительным явлением в декоративно-прикладном искусстве XIX - начала XX века. Тонкий вкус художников, изысканность ювелирной работы, стройность композиции, чувство материала поставили их в ряд лучших произведений мирового ювелирного искусства. |