Другие работы Фаберже

1 В собрании Оружейной палаты хранится около трёхсот изделий мастеров фирмы Фаберже. Среди них преобладает массовая продукция - столовые приборы и предметы сервировки стола. 2
3
Молитвенник.
Петербург, 1896.
мастер М.Перхин.

5
Печатка.
Петербург, конец XIX.

Особенная заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он впервые широко использовал в своих изделиях удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Большой знаток минералов и признанный авторитет в этой области, К. Фаберже был оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Коллекция миниралов самого Фаберже имела большую известность, часть её и сегодня хранится в Минералогическом музее имени А.Е. Ферсмана в Москве.

Горный хрусталь и халцедон, сердолик и агат, аквамарин и опал, яшма, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни подбирались мастерами с большим вкусом. Кроме того, они умели изменять естественный цвет минерала, получая нужные им оттенки и тона.

Поначалу фирма Фаберже покупала изделия из поделочных и полудрагоценных камней, выполненные екатеринбургскими и колыванскими камнерезами, мастерами Петергофской гранильной фабрики и немецкого города Идар-Оберштейн. Но затем она приобрела собственную камнерезную мастерскую в Петербурге. Особенно славились работы ее резчиков Дербыгаева, Кремлева, Свешникова. Созданные здесь миниатюрные фигурки зверей, искусно вырезанные и тщательно отшлифованные, чаще всего передавали в мастерскую Вигстрема, где их оправляли золотом и украшали драгоценными камнями. Как правило, глаза животных делались из осколков бриллиантов или рубинов, что придавало изображениям зверушек особую живость. Их производство значительно увеличилось после поездки К. Фаберже на Восток.

В коллекции Оружейной палаты представлено несколько фигурок зверей; зайца, поросенка, собак из горного хрусталя и цитрина, рыбки из сердолика, обезьянки из агата. Наиболее удачна фигурка обезьянки. Удивительно точно подмечена поза и облик зверька, его характер, переданный несколько гротескно. Спрос на подобные изделия был очень велик.

Помимо резных фигурок камнерезы выполняли всевозможные коробочки, портсигары, рамки, шахматы, подставки для часов, рукояти для сабель и кинжалов, часто декорированные в восточной манере, ручки для зонтиков и тростей.

4
Фигурка обезьяны.
Петербург, конец XIX - начало XX в.

6
Фигурка бульдога.
Петербург, конец XIX - начало XX в.

7
Цветок "Анютины глазки"
Петербург, 1904.
мастер Г.Вигстрем.

Еще одной стороной деятельности фирмы Фаберже, принесшей ей мировую известность, было изготовление драгоценных цветов в миниатюрных вазочках. Гранильщики искусно обрабатывали куски горного хрусталя, создавая впечатление, что вазы наполнены водой. Здесь прекрасно сочетаются фантазия художника, мас¬терство виртуоза-эмальера, кропотливая работа ювелира и камнереза. Выполняя цветы из золота, драгоценных и полудрагоценных камней, мастера достигали максимального приближения к природе, но главным для них все-таки оставался декоративный эффект.

Стоящий в вазе из горного хрусталя цветок "Анютины глазки" расписан эмалями теплых светлых тонов, которые подчеркнуты холодным блеском прозрачного бесцветного горного хрусталя. Этот цветок с сюрпризом: при нажатии кнопочки, расположенной на стебле, лепестки раскрываются, и появляются пять окаймленных мельчайшими бриллиантами миниатюрных портретов царских детей.

8
Часы с цепочкой.
Рига,1908-1917.

9
Одуванчик.Петербург.
Конец XIX - начало XX в.

10
Записная книжка.Петербург.
1908-1917. Мастер Г.Вигстрем

Не менее, чем камнерезы, славились эмальеры фирмы Фаберже. Эмалевые детали органично входят в композицию изделий Фаберже. Широко использовалась одноцветная прозрачная эмаль по гильошированному (резному) фону.

Множество различных цветов эмалей, разнообразие узоров каждый раз давали неповторимый декоративный эффект. В собрании музея хранится много произведений, выполненных в такой технике. Пожалуй, ни одна мастерская или фирма в России не выполняла подобные изделия с таким вкусом. Один из ювелиров Франции, где в XVIII веке процветало эмальерное искусство, отмечал: "Мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Петербурге". Лучшими эмальерами фирмы были А.Петров, В. Бойцов, И. В. Арне.

Эмаль по гильошировке часто использовали для оформления портсигаров, несессеров, настольных часов. Палитра эмалей насчитывала до 150 оттенков.

Из хранящихся в Оружейной палате подобных изделий наиболее интересен золотой портсигар Николая II с прозрачной синей эмалью по резному в виде сияния полю, украшенный золотыми гирляндами, звездочками, перевязью и бантом. В его центре помешена миниатюра ромбовидной формы с портретом цесаревича Алексея. Рамка миниатюры, гирлянды и края крышки усыпаны мельчайшими бриллиантами, а в кнопку портсигара вставлен крупный бриллиант.

11
Портсигар.Петербург.
Начало XX в.

12
Веер.Петербург.
1899-1908.Мастер Г.Вигстрем.
Художник Ван Гарден.

14
Часы.Петербург.
1896-1908.

Необходимо отметить, что живой интерес к произведениям искусства прошлого испытывало большинство художников второй половины XIX - начала XX века. Возникшее в это время художественное течение, в котором прослеживается обращение к формам и элементам декора, характерным для стилистических направлений более ранних эпох, получило название "историзм". Оно было типично и для произведений, созданных фирмой Фаберже.

Галантными сценами XVIII столетия навеяна роспись прекрасного веера с видом террасы и каскада озер в парке. Ажурная основа веера выполнена из переливающегося разными цветами перламутра с бриллиантовыми узорами в стиле рококо.

Серебрянные изделия начала ХТХ века, без сомнения, послужили образцом мастеру, создавшему кофейник и сахарницу, когда-то входившие в кофейный сервиз. Большие поверхности гладкого полированного серебра в этих предметах подчеркнуты полосами рельефного узора из строгих гирлянд.

Ювелиры, работавшие в московском отделении, чаше, чем петербургские, обращались к произведениям древнерусского прикладного искусства. В их работах сочетаются элементы, присущие как стилю модерн, так и русскому искусству XVII столетия.

Форма изготовленной в Москве братины, украшенной голубой эмалью, удивительным образом трансформирована так же, как и ее убранство. В них сочетаются элементы, присущие как стилю модерн, так и русскому искусству XVII столетия. Размещение орнамента и полудрагоценных камней на серебрянном ковше, созданном в начале XX века, характерно для этого вида древнерусской посуды.

13
Кофейник и сахарница.
Москва.1908-1917

15
Ковш. Москва.
1908-1914. Мастер Ф.Рюкерт

Ссылка перехода в верхнюю часть документа.

На титульную страницу

Hosted by uCoz