Молитвенник. Петербург, 1896. мастер М.Перхин. Печатка. Петербург, конец XIX.
|
Особенная заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он впервые широко использовал в своих изделиях удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Большой знаток минералов и признанный авторитет в этой области, К. Фаберже был оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Коллекция миниралов самого Фаберже имела большую известность, часть её и сегодня хранится в Минералогическом музее имени А.Е. Ферсмана в Москве.
Горный хрусталь и халцедон, сердолик и агат, аквамарин и опал, яшма, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни подбирались мастерами с большим вкусом. Кроме того, они умели изменять естественный цвет минерала, получая нужные им оттенки и тона.
Поначалу фирма Фаберже покупала изделия из поделочных и полудрагоценных камней, выполненные екатеринбургскими и колыванскими камнерезами, мастерами Петергофской гранильной фабрики и немецкого города Идар-Оберштейн. Но затем она приобрела собственную камнерезную мастерскую в Петербурге. Особенно славились работы ее резчиков Дербыгаева, Кремлева, Свешникова. Созданные здесь миниатюрные фигурки зверей, искусно вырезанные и тщательно отшлифованные, чаще всего передавали в мастерскую Вигстрема, где их оправляли золотом и украшали драгоценными камнями. Как правило, глаза животных делались из осколков бриллиантов или рубинов, что придавало изображениям зверушек особую живость. Их производство значительно увеличилось после поездки К. Фаберже на Восток.
В коллекции Оружейной палаты представлено несколько фигурок зверей; зайца, поросенка, собак из горного хрусталя и цитрина, рыбки из сердолика, обезьянки из агата. Наиболее удачна фигурка обезьянки. Удивительно точно подмечена поза и облик зверька, его характер, переданный несколько гротескно. Спрос на подобные изделия был очень велик.
Помимо резных фигурок камнерезы выполняли всевозможные коробочки, портсигары, рамки, шахматы, подставки для часов, рукояти для сабель и кинжалов, часто декорированные в восточной манере, ручки для зонтиков и тростей. |
Фигурка обезьяны. Петербург, конец XIX - начало XX в. Фигурка бульдога. Петербург, конец XIX - начало XX в.
|